(BOLLEE) Ле Ман, Франция, 1885-1922
и выпускал свои машины независимо от другого.
трассой. С 1873 по 1881 год Болле-отец построил несколько многоместных паровых повозок и дилижансов, среди которых наиболее известны "Обэиссант" (Obeissante) и "Ля Манселль" (la Mancelle) - одни из первых в мире самодвижущихся экипажей , несущие к тому же оригинальные технические решения, как то: передняя независимая подвеска, реечное рулевое управление.
шарнирный вал и коническую передачу, казавшиеся поначалу слишком сложными. На его счету - первые гоночные машины с торпедообразными аэродинамическими кузовами. В 1899 году одна из них снабжалась 20-сильным двигателем с четырьмя цилиндрами в едином блоке.
В последующие годы А. Болле-сын сосредоточился на изготовлении автомобилей высшего класса, славившихся не столько роскошью, сколько особой прочностью.
На них ставили двигатели разных производителей, но Болле их переделывал, и потому на некоторых из них можно было встретить запатентованные им гидравлические толкатели клапанов. Когда братья Райт (Wright) приехали из Америки во Францию в 1908 году на демонстрационные полеты, Амадей Болле дал им ряд полезных советов по увеличению долговечности конструкции авиамоторов. Последний легковой автомобиль А. Болле-сына появился в 1913 году.
Второй сын, Леон Болле, также стал знаменитым автоконструктором. Правда, до этого он прославился созданием механического калькулятора. В 1896 году Леон построил легкий трехколесный бензиновый автомобиль, незамысловато названный "Ву-атюретт" (Voiturette - "маленький автомобиль"), на основе конструкции "Де Дион" (De Dion). Это был первый в мире серийный автомобиль с пневматическими шинами, которые придумал француз Эдуард Мишлен (Edouard Michelin).
В 1898 году Леон Болле построил 4-колесный вариант "Вуатюретт" с горизонтальным одноцилиндровым мотором и зажиганием от калильной трубки. Рычаг переключения передач находился на рулевой колонке. Л. Болле продал патент на него фирме "Даррак" (Darracq), и машина получила марку "Болле-Дар-рак". Особого успеха она не имела.
В 1903 году образовалось франко-британское финансово-промышленное общество "Леон Болле Мотор Синдикат", которое вскоре купил американский миллиардер Вандербилт (Vander-bilt), получивший эксклюзивное право продажи автомобилей Леона Болле в США. К 1922 году обе фирмы братьев Болле пришлось закрыть, но предприятие Леона Болле просуществовало чуть дольше: в 1923 году его выкупила английская фирма "Моррис" (Morris) и наладила производство своих легковых автомобилей под маркой "Моррис-Леон Болле". Закрылось предприятие в 1934 году, завершив тем самым славное дело семейства.
Амадей Болле |
Леон Болле-Даррак (1898) | |
---|---|
Двигатель: | одноцилиндровый горизонтальный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 75 х 145 мм |
Рабочий объем: | 641 см3 |
Мощность: | 2 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Рама: | из стальных лонжеронов и труб |
Подвеска: | на эллиптических рессорах |
Тормоза: | фрикционные башмаки на задних колесах |
Кузов: | 4-местный открытый типа "визави" |
Максимальная скорость: | 48 км/ч |