(BUGATTI) Мольсхайм, Франция, 1909-1956
практики на фирмах "Де Дитрих" (De Dietrich), "Матис" (Mathis) и "Дойц" (Deutz) в 1909 году он основал собственную фирму в эльзасском городке Мольсхайм близ Страсбурга. Там Бугатти решил выпускать новый автомобиль на базе своей первой легкой модели "10", изготовленной им на свои средства, когда он еще работал в компании "Дойц" в Кельне.
была легкая 2-местная машина с 4-цилиндровым двигателем в 1327 см3 машин, в том числе модель "19 Ролан Гаррос" (Roland Garros) с двигателем объемом 5027 см3 мощностью 100 л.с. В 1913 году Бугатти создал опытный 8-цилиндровый рядный мотор в 2655 см3, составленный из двух 4-цилиндровых блоков, ставший основой для последующих конструкций.
В 1923 году Этторе создал одну из самых необычных гоночных машин - модель "23", прозванную за свою специфическую обтекаемую форму "Танк" (Tank). 1924 год ознаменовался появлением легендарного гоночного "Бугат-ти-35" с 8-цилиндровым мотором в 1991 см3 мощностью 95 л.с., впервые представленного на Большом призе Лиона. За ним последовала серия модификаций 1926-1927 годов: упрощенные версии "35А", "35Т" (2260 см3) и "35В" с компрессором мощностью 140 л.с., "36" (1092 см3), "37" (1492 см3), "39" с компрессором и т.д. Все они принесли Этторе Бугатти многочисленные спортивные победы и всемирную славу одной из лучших фирм мира.
Ежегодно пополнялась и программа легковых автомобилей. В 1926 году появились модели "38" (1990см3, 70 л.с.) и "40" (1500 см3 легковых машин "Бугатти-46" с 8-цилиндровым двигателем в 5359 см3 мощностью 140 л.с. Все они оснащались кузовами, изготовленными как "Бугатти", так и другими специализированными фирмами. Самую громкую славу Бугатти принесла модель "41", за свои параметры и роскошь получившая название "Ройяль" (Royale) - "Королевская". Сначала на ней установили 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 14,7 л от автодрезины, но вскоре заменили на более скромный в 12763 см3. Всего изготовили 6 таких машин, которые стали самыми знаменитыми и дорогими за всю историю марки.
году на 8-цилиндровом моторе объемом 2261 см3 мощностью 140 л.с. гоночного "Бугатти-51" установил два верхних распределительных вала и создал полноприводный "Бугатти-53". Но ни один из них уже не достиг огромных успехов. Через три года выпустили последний гоночный автомобиль модели "59" с мотором в 3,3 л.
Потерпев поражение на поприще автоспорта, Бугатти стал уделять больше внимания легковым машинам. В 1932 году на двигателе популярной модели "55" (2261 см3) появились, по образцу гоночных моторов, два верхних распределительных вала. В 1934 году на шасси "Бу-гатти-49" родилась серия "Бугатти-57" с 8-цилиндровым мотором рабочим объемом 3257см3, известная в различных исполнениях с уникальными обтекаемыми кузовами.
Это были последние автомобили, принесшие Этторе Бугатти всемирное признание. Во время немецкой оккупации он продолжал строить легкие машины и создал проекты послевоенных автомобилей. Но ему не суждено было осуществить их. В 1947 году Бугатти скончался, и его фирма начала быстро разваливаться. В начале 50-х построили несколько экземпляров "Бу-гатти-101" на шасси довоенной модели "57". Точку в деятельности фирмы в 1956 году поставили две неудачных гоночных модели "251" и "252". Предприятие "Бугатти" передали фирме "Испано-Сюиза" (Hispano-Suiza), начавшей там производство авиационного оборудования.
Фирма "Бугатти" давно не существует, но ее легендарная слава продолжает жить. Пожалуй, нет другой автомобильной марки, которую не пытались бы так упорно воскресить. В 1964 году итальянская кузовная фирма "Гиа" (Ghia) построила выставочный образец "Бугатти-101С" на шасси "101-й" серии. В 1989 году в Италии основали новую фирму "Бугатти" и начали изготовлять сверхмощные и сверхдорогие спортивные автомобили типа "ЕВ-110" (ЕВ = Ettore Bugatti), имевшие общее с оригинальными "Бугатти" название. Но эти модели так и не смогли повторить успех автомобилей великого мастера.
Бугатти-13
"Бугатти-13" - первая модель, которую Этторе Бугат-ти начал выпускать на собственной фирме. Ее базой послужила модель "10", построенная конструктором в погребе своего дома в Кельне, и названная историками "первым чистокровным "Бу-гатти". Автомобиль с 4-ци-линдровым двигателем рабочим объемом 1327 см3 мощностью 15 л.с. и колесной базой около 2000 мм напоминал легковой "Изотта-Фраскини" (Isotta Fraschini) типа "FE" и по своим качествам превосходил популярные в то время легкие автомобили - "вуатюретки".
л.
На базе "Бугатти-13" до войны сделали два варианта - "15" и " 17" с колесной базой 2,4 и 2,55 м соответственно с разными кузовами, причем более тяжелая "Бугатти-17" получила двойные рессоры. В 1913 году их заменили модели "22" и "23" с задними четвертьэллипти-ческими рессорами, обращенными концами вперед, что стало характерной особенностью большинства автомобилей этой марки. С 1914 года подобную конструкцию использовали и на "Бугатти-13".
Для участия в "Кубке вуатюреток" 1914 года Бугатти подготовил гоночный вариант модели "13" с новым 16-клапанным 1,5-литровым мотором, но из-за начавшихся военных действий гонку отменили. Конструктор Амхерст Вилльерс (Amherst Villiers), будущий создатель двигателей малого объема, разработал мотор для "13-й", который отличали не только четыре клапана на цилиндр, но и высокий рабочий режим - до 6000 об/мин вместо обычных тогда 4000-4500 об/мин. В память о первой победе эту машину назвали "Брешия" (Brescia).
Вариант "23 Брешиа" затем выпускался по лицензии в Германии и Англии.
Гоночный Бугатти-13 |
Бугатти-13 Брешия (1921) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 4-цилиндровый 16-клапанный с двумя верхними распределительными валами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 69 х 100 мм |
Рабочий объем: | 1496 см3 |
Мощность: | 40 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | передняя на полуэллиптических, задняя на четвертьэллиптических рессорах |
Тормоза: | задние барабанные с ручным приводом, ножной привод на трансмиссию |
Кузов: | открытый 2-местный |
Максимальная скорость: | 130 км/ч |
Бугатти-35
в 1924 году.
"Бугатти-35" был интересен и с технической точки зрения: его 8-цилиндровый двигатель снабжался верхним распределительным валом, каждый цилиндр имел по 3 клапана, коленчатый вал вращался на пяти шариковых подшипниках, а тормозные барабаны колес были алюминиевыми. На базовом "Бугатти-35" стоял двигатель рабочим объемом 1991 см3 мощностью 95 л.с. "Бугатти-35А" имел упрощенный мотор с трехопорным коленчатым валом мощностью 75 л.с.
Роторный нагнетатель впервые появился в 1927 году на "Бугатти-35Т" с двигателем в 2262 см3, мощность которого подняли до 120 л.с., а на "Бугатти-35В" - до 130-150 л.с. На "Бугатти-35С" с 2-литровым мотором компрессор позволял развивать мощность до 125 л.с. "Бугатти-35" стал родоначальником целого семейства гоночных автомобилей, которым удалось достичь славы своего прародителя. Эту серию заменили в 1931 году на "Бугатти-51" с 1,5-литровым двигателем с двумя верхними распределительными валами.
Гоночный Бугатти-35В |
Бугатти-35В (1927) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 8-цилиндровый с верхним распределительным валом и роторным нагнетателем |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 60 х 100 мм |
Рабочий объем: | 2262 см3 |
Мощность: | 135 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | жесткие оси на передних полуэллиптических и задних четвертьэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные с механическим приводом |
Кузов: | гоночный 2-местный открытый |
Максимальная скорость: | 200 км/ч |
Бугатти-41 Ройяль
Историки называют эту модель вершиной технической мысли 20-х годов, а за свои выдающиеся качества автомобиль получил имя "Ройяль" - "Королевский".
Первый образец "Бугатти-41" с открытым кузовом появился в 1926 году и снабжался 8-цилиндровым мотором огромного рабочего объема 12,7 л с не менее впечатляющей по тем временам мощностью 200 л.с. Этот мотор представлял увеличенную копию стандартных двигателей "Бугатти" и в 20-е годы считался самым большим для серийных легковых автомобилей. У него было по 3 клапана на цилиндр, приводимых верхним распределительным валом. Механическая коробка передач стояла в блоке с задним мостом.
Этторе Бугатти предполагал построить 25 таких машин для самых богатых людей своего времени, в том числе для короля Испании Апьфонсо XIII. Но Великий кризис спутал эти планы, и до 1933 года удалось собрать только 6 автомобилей с разными кузовами. Покупателей для них найти оказалось нелегко, и потому две машины остались в семье Бугатти. Все они сохранились, пережив различные превратности судьбы, достойные более подробного описания. Сегодня четыре из них хранятся в частных коллекциях в США, а остальные - во Французском национальном автомузее в Мюлузе.
Бугатти-41 Ройяль с кузовом "Ком" |
Бугатти-41 Ройяль (1927) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 8-цилиндровый с верхним распределительным валом |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 125 х 130 мм |
Рабочий объем: | 12763 см3 |
Мощность: | 200 л.с. (ориентировочно) |
Коробка передач: | механическая 3-стуленчатая в блоке с задним мостом |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | на передних полуэллиптических и задних четверть эллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | 2-дверный седан, купе, лимузин |
Максимальная скорость: | 180 км/ч |
Бугатти-35В(1927)
привода верхнего распределительного вала. Снизу за радиатором видна система шестеренок, так называемая гитара, служившая для привода компрессора. Передняя ось устанавливалась на полуэллиптических рессорах, задний мост крепился к передним концам двух половинок обычных рессор, называвшихся четвертьэллиптическими. Это особенность всех автомобилей "Бугатти". Детализированная схема позволяет увидеть даже тросики ручного привода передних тормозов с механизмом уравновешивания усилия по колесам.
Двигатель | |
---|---|
Расположение: | переднее продольное |
Конструкция: | рядный 8-цилиндровый с двумя блоками по 4 цилиндра, с верхним распределительным валом, водяного охлаждения |
Рабочий объем: | 2262 см3 |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 60x100 мм |
Система газораспределения: | 3 клапана на цилиндр (два впускных и один выпускной) |
Система питания: | карбюраторами "Солекс" (Solex) или "Зенит" (Zenith) и одним роторным объемным нагнетателем "Руте" (Roots) |
Система зажигания: | от магнето |
Мощность | 130-150 л.с. (с разными регулировками) |
Трансмиссия | |
Сцепление: | многодисковое сухое |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая в отдельном блоке, передаточные числа: 2,42; 1,85; 1,31; 1,00 |
Главная передача: | коническая, передаточные числа - от 3,37 до 4,50 |
Подвеска | |
Передняя: | неразрезная ось на » продольных полуэллиптических рессорах |
Задняя: | цельная балка моста на четвертьэллиптических рессорах |
Рулевое управление: | винт и гайка, полный поворот колес за один оборот руля |
Тормоза: | барабанные с ручным тросовым приводом |
Колеса и шины | |
Колеса: | из легкого сплава, отлитые заодно с тормозными барабанами |
Кузов и рама | |
Кузов: | открытый гоночный или спортивный 2-местный |
Рама: | из продольных лонжеронов переменного сечения |
Размеры и масса | |
Длина: | 3683 мм |
Ширина: | 1321 мм |
Колея передняя и задняя: | 1200/1200 мм |
Масса: | 750 кг |
Максимальная скорость: | 210 км/ч |
Бугатти-57
Первый автомобиль "Бугатти-57" показали на Парижском автосалоне в 1933 году, и он стал последней довоенной моделью этой фирмы. Ее спроектировал Жан Бугатти - сын Этторе Бугатти.
"57-й" являлся одним из наиболее совершенных автомобилей своего времени. На нем устанавливались рядные 8-цилиндровые двигатели рабочим объемом 3257 см3 сопротивления. На первых вариантах использовали переднюю разрезную ось и независимую подвеску, но Жан Бугатти посчитал ее опасной и вернулся к "рессорной классике".
появился спортивный низкорамный "Бугатти-57S" с двигателем мощностью 175 л.с. на укороченном шасси с базой 2980 мм.
Покупатель мог заказать кузов практически любой формы, даже нарисованной им самим. Поэтому в серии "57" нет и двух одинаковых машин. Самая громкая слава принадлежит двухместному купе "Атлантик" (Atlantic), который вызывал противоречивые чувства: одни признавали его эталоном автомобильной красоты, другие считали кустарным и грубым. Гоночным вариантам "Бугатти-57" досталось несколько побед в престижных соревнованиях. Модель со специальным кузовом победила в 24-часовых гонках в Ле Мане в 1937 и 1939 годах.
"57-я" модель оставила о себе печальную память в семье Бугатти: в начале августа 1939 года именно на таком автомобиле разбился Жан Бугатти. Через несколько дней после этого трагического случая началась война, в 1947 году скончался глава фирмы — и после этого "Бугатти" так и не удалось выйти на прежний уровень.
За все время существования фирмы на свет появилось : примерно 6 тысяч автомобилей "57-й" серии.
Бугатти-57С |
Бугатти-57 (1934) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 8-цилиндровый с двумя верхними распределительными валами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 72 х 100 мм |
Рабочий объем: | 3257 см3 |
Мощность: | 135 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | на передних полуэллиптических и задних четверть эллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | 2-дверный седан, кабриолет, купе |
Максимальная скорость: | 160 км/ч |