БУГАТТИ
Главная

(BUGATTI) Мольсхайм, Франция, 1909-1956

практики на фирмах "Де Дитрих" (De Dietrich), "Матис" (Mathis) и "Дойц" (Deutz) в 1909 году он основал собственную фирму в эльзасском городке Мольсхайм близ Страсбурга. Там Бугатти решил выпускать новый автомобиль на базе своей первой легкой модели "10", изготовленной им на свои средства, когда он еще работал в компании "Дойц" в Кельне.

была легкая 2-местная машина с 4-цилиндровым двигателем в 1327 см3 машин, в том числе модель "19 Ролан Гаррос" (Roland Garros) с двигателем объемом 5027 см3 мощностью 100 л.с. В 1913 году Бугатти создал опытный 8-цилиндровый рядный мотор в 2655 см3, составленный из двух 4-цилиндровых блоков, ставший основой для последующих конструкций.

В 1923 году Этторе создал одну из самых необычных гоночных машин - модель "23", прозванную за свою специфическую обтекаемую форму "Танк" (Tank). 1924 год ознаменовался появлением легендарного гоночного "Бугат-ти-35" с 8-цилиндровым мотором в 1991 см3 мощностью 95 л.с., впервые представленного на Большом призе Лиона. За ним последовала серия модификаций 1926-1927 годов: упрощенные версии "35А", "35Т" (2260 см3) и "35В" с компрессором мощностью 140 л.с., "36" (1092 см3), "37" (1492 см3), "39" с компрессором и т.д. Все они принесли Этторе Бугатти многочисленные спортивные победы и всемирную славу одной из лучших фирм мира.

Ежегодно пополнялась и программа легковых автомобилей. В 1926 году появились модели "38" (1990см3, 70 л.с.) и "40" (1500 см3 легковых машин "Бугатти-46" с 8-цилиндровым двигателем в 5359 см3 мощностью 140 л.с. Все они оснащались кузовами, изготовленными как "Бугатти", так и другими специализированными фирмами. Самую громкую славу Бугатти принесла модель "41", за свои параметры и роскошь получившая название "Ройяль" (Royale) - "Королевская". Сначала на ней установили 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 14,7 л от автодрезины, но вскоре заменили на более скромный в 12763 см3. Всего изготовили 6 таких машин, которые стали самыми знаменитыми и дорогими за всю историю марки.

году на 8-цилиндровом моторе объемом 2261 см3 мощностью 140 л.с. гоночного "Бугатти-51" установил два верхних распределительных вала и создал полноприводный "Бугатти-53". Но ни один из них уже не достиг огромных успехов. Через три года выпустили последний гоночный автомобиль модели "59" с мотором в 3,3 л.

Потерпев поражение на поприще автоспорта, Бугатти стал уделять больше внимания легковым машинам. В 1932 году на двигателе популярной модели "55" (2261 см3) появились, по образцу гоночных моторов, два верхних распределительных вала. В 1934 году на шасси "Бу-гатти-49" родилась серия "Бугатти-57" с 8-цилиндровым мотором рабочим объемом 3257см3, известная в различных исполнениях с уникальными обтекаемыми кузовами.

Это были последние автомобили, принесшие Этторе Бугатти всемирное признание. Во время немецкой оккупации он продолжал строить легкие машины и создал проекты послевоенных автомобилей. Но ему не суждено было осуществить их. В 1947 году Бугатти скончался, и его фирма начала быстро разваливаться. В начале 50-х построили несколько экземпляров "Бу-гатти-101" на шасси довоенной модели "57". Точку в деятельности фирмы в 1956 году поставили две неудачных гоночных модели "251" и "252". Предприятие "Бугатти" передали фирме "Испано-Сюиза" (Hispano-Suiza), начавшей там производство авиационного оборудования.

Фирма "Бугатти" давно не существует, но ее легендарная слава продолжает жить. Пожалуй, нет другой автомобильной марки, которую не пытались бы так упорно воскресить. В 1964 году итальянская кузовная фирма "Гиа" (Ghia) построила выставочный образец "Бугатти-101С" на шасси "101-й" серии. В 1989 году в Италии основали новую фирму "Бугатти" и начали изготовлять сверхмощные и сверхдорогие спортивные автомобили типа "ЕВ-110" (ЕВ = Ettore Bugatti), имевшие общее с оригинальными "Бугатти" название. Но эти модели так и не смогли повторить успех автомобилей великого мастера.


Бугатти-13

"Бугатти-13" - первая модель, которую Этторе Бугат-ти начал выпускать на собственной фирме. Ее базой послужила модель "10", построенная конструктором в погребе своего дома в Кельне, и названная историками "первым чистокровным "Бу-гатти". Автомобиль с 4-ци-линдровым двигателем рабочим объемом 1327 см3 мощностью 15 л.с. и колесной базой около 2000 мм напоминал легковой "Изотта-Фраскини" (Isotta Fraschini) типа "FE" и по своим качествам превосходил популярные в то время легкие автомобили - "вуатюретки".

л.

На базе "Бугатти-13" до войны сделали два варианта - "15" и " 17" с колесной базой 2,4 и 2,55 м соответственно с разными кузовами, причем более тяжелая "Бугатти-17" получила двойные рессоры. В 1913 году их заменили модели "22" и "23" с задними четвертьэллипти-ческими рессорами, обращенными концами вперед, что стало характерной особенностью большинства автомобилей этой марки. С 1914 года подобную конструкцию использовали и на "Бугатти-13".

Для участия в "Кубке вуатюреток" 1914 года Бугатти подготовил гоночный вариант модели "13" с новым 16-клапанным 1,5-литровым мотором, но из-за начавшихся военных действий гонку отменили. Конструктор Амхерст Вилльерс (Amherst Villiers), будущий создатель двигателей малого объема, разработал мотор для "13-й", который отличали не только четыре клапана на цилиндр, но и высокий рабочий режим - до 6000 об/мин вместо обычных тогда 4000-4500 об/мин. В память о первой победе эту машину назвали "Брешия" (Brescia).

Вариант "23 Брешиа" затем выпускался по лицензии в Германии и Англии.

Гоночный Бугатти-13
Гоночный Бугатти-13

 

Бугатти-13 Брешия (1921)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый 16-клапанный с двумя верхними распределительными валами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 69 х 100 мм
Рабочий объем: 1496 см3
Мощность: 40 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: передняя на полуэллиптических, задняя на четвертьэллиптических рессорах
Тормоза: задние барабанные с ручным приводом, ножной привод на трансмиссию
Кузов: открытый 2-местный
Максимальная скорость: 130 км/ч

Бугатти-35

в 1924 году.

"Бугатти-35" был интересен и с технической точки зрения: его 8-цилиндровый двигатель снабжался верхним распределительным валом, каждый цилиндр имел по 3 клапана, коленчатый вал вращался на пяти шариковых подшипниках, а тормозные барабаны колес были алюминиевыми. На базовом "Бугатти-35" стоял двигатель рабочим объемом 1991 см3 мощностью 95 л.с. "Бугатти-35А" имел упрощенный мотор с трехопорным коленчатым валом мощностью 75 л.с.

Роторный нагнетатель впервые появился в 1927 году на "Бугатти-35Т" с двигателем в 2262 см3, мощность которого подняли до 120 л.с., а на "Бугатти-35В" - до 130-150 л.с. На "Бугатти-35С" с 2-литровым мотором компрессор позволял развивать мощность до 125 л.с. "Бугатти-35" стал родоначальником целого семейства гоночных автомобилей, которым удалось достичь славы своего прародителя. Эту серию заменили в 1931 году на "Бугатти-51" с 1,5-литровым двигателем с двумя верхними распределительными валами.

Гоночный Бугатти-35В
Гоночный Бугатти-35В

 

Бугатти-35В (1927)
Двигатель: рядный 8-цилиндровый с верхним распределительным валом и роторным нагнетателем
Диаметр цилиндра и ход поршня: 60 х 100 мм
Рабочий объем: 2262 см3
Мощность: 135 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: жесткие оси на передних полуэллиптических и задних четвертьэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные с механическим приводом
Кузов: гоночный 2-местный открытый
Максимальная скорость: 200 км/ч

Бугатти-41 Ройяль

Историки называют эту модель вершиной технической мысли 20-х годов, а за свои выдающиеся качества автомобиль получил имя "Ройяль" - "Королевский".

Первый образец "Бугатти-41" с открытым кузовом появился в 1926 году и снабжался 8-цилиндровым мотором огромного рабочего объема 12,7 л с не менее впечатляющей по тем временам мощностью 200 л.с. Этот мотор представлял увеличенную копию стандартных двигателей "Бугатти" и в 20-е годы считался самым большим для серийных легковых автомобилей. У него было по 3 клапана на цилиндр, приводимых верхним распределительным валом. Механическая коробка передач стояла в блоке с задним мостом.

Этторе Бугатти предполагал построить 25 таких машин для самых богатых людей своего времени, в том числе для короля Испании Апьфонсо XIII. Но Великий кризис спутал эти планы, и до 1933 года удалось собрать только 6 автомобилей с разными кузовами. Покупателей для них найти оказалось нелегко, и потому две машины остались в семье Бугатти. Все они сохранились, пережив различные превратности судьбы, достойные более подробного описания. Сегодня четыре из них хранятся в частных коллекциях в США, а остальные - во Французском национальном автомузее в Мюлузе.

Бугатти-41 Ройяль с кузовом "Ком"
Бугатти-41 Ройяль с кузовом "Ком"

 

Бугатти-41 Ройяль (1927)
Двигатель: рядный 8-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 125 х 130 мм
Рабочий объем: 12763 см3
Мощность: 200 л.с. (ориентировочно)
Коробка передач: механическая 3-стуленчатая в блоке с задним мостом
Рама: лонжеронная
Подвеска: на передних полуэллиптических и задних четверть эллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-дверный седан, купе, лимузин
Максимальная скорость: 180 км/ч

Бугатти-35В(1927)

привода верхнего распределительного вала. Снизу за радиатором видна система шестеренок, так называемая гитара, служившая для привода компрессора. Передняя ось устанавливалась на полуэллиптических рессорах, задний мост крепился к передним концам двух половинок обычных рессор, называвшихся четвертьэллиптическими. Это особенность всех автомобилей "Бугатти". Детализированная схема позволяет увидеть даже тросики ручного привода передних тормозов с механизмом уравновешивания усилия по колесам.

Двигатель
Расположение: переднее продольное
Конструкция: рядный 8-цилиндровый с двумя блоками по 4 цилиндра, с верхним распределительным валом, водяного охлаждения
Рабочий объем: 2262 см3
Диаметр цилиндра и ход поршня: 60x100 мм
Система газораспределения: 3 клапана на цилиндр (два впускных и один выпускной)
Система питания: карбюраторами "Солекс" (Solex) или "Зенит" (Zenith) и одним роторным объемным нагнетателем "Руте" (Roots)
Система зажигания: от магнето
Мощность 130-150 л.с. (с разными регулировками)
Трансмиссия
Сцепление: многодисковое сухое
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая в отдельном блоке, передаточные числа: 2,42; 1,85; 1,31; 1,00
Главная передача: коническая, передаточные числа - от 3,37 до 4,50
Подвеска
Передняя: неразрезная ось на » продольных полуэллиптических рессорах
Задняя: цельная балка моста на четвертьэллиптических рессорах
Рулевое управление: винт и гайка, полный поворот колес за один оборот руля
Тормоза: барабанные с ручным тросовым приводом
Колеса и шины
Колеса: из легкого сплава, отлитые заодно с тормозными барабанами
Кузов и рама
Кузов: открытый гоночный или спортивный 2-местный
Рама: из продольных лонжеронов переменного сечения
Размеры и масса
Длина: 3683 мм
Ширина: 1321 мм
Колея передняя и задняя: 1200/1200 мм
Масса: 750 кг
Максимальная скорость: 210 км/ч

Бугатти-57

Первый автомобиль "Бугатти-57" показали на Парижском автосалоне в 1933 году, и он стал последней довоенной моделью этой фирмы. Ее спроектировал Жан Бугатти - сын Этторе Бугатти.

"57-й" являлся одним из наиболее совершенных автомобилей своего времени. На нем устанавливались рядные 8-цилиндровые двигатели рабочим объемом 3257 см3 сопротивления. На первых вариантах использовали переднюю разрезную ось и независимую подвеску, но Жан Бугатти посчитал ее опасной и вернулся к "рессорной классике".

появился спортивный низкорамный "Бугатти-57S" с двигателем мощностью 175 л.с. на укороченном шасси с базой 2980 мм.

Покупатель мог заказать кузов практически любой формы, даже нарисованной им самим. Поэтому в серии "57" нет и двух одинаковых машин. Самая громкая слава принадлежит двухместному купе "Атлантик" (Atlantic), который вызывал противоречивые чувства: одни признавали его эталоном автомобильной красоты, другие считали кустарным и грубым. Гоночным вариантам "Бугатти-57" досталось несколько побед в престижных соревнованиях. Модель со специальным кузовом победила в 24-часовых гонках в Ле Мане в 1937 и 1939 годах.

"57-я" модель оставила о себе печальную память в семье Бугатти: в начале августа 1939 года именно на таком автомобиле разбился Жан Бугатти. Через несколько дней после этого трагического случая началась война, в 1947 году скончался глава фирмы — и после этого "Бугатти" так и не удалось выйти на прежний уровень.

За все время существования фирмы на свет появилось : примерно 6 тысяч автомобилей "57-й" серии.

Бугатти-57С
Бугатти-57С

 

Бугатти-57 (1934)
Двигатель: рядный 8-цилиндровый с двумя верхними распределительными валами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 72 х 100 мм
Рабочий объем: 3257 см3
Мощность: 135 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на передних полуэллиптических и задних четверть эллиптических рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: 2-дверный седан, кабриолет, купе
Максимальная скорость: 160 км/ч
Используются технологии uCoz