(EXCELSIOR) Брюссель, Бельгия, 1903-1932
(Aster). В 1905 году были представлены новые машины "16", "22" и "30CV", также оснащеные двигателями "Астер", покупными трансмиссиями и несущей пространственной рамой, изготовленной на металлургическом заводе "Арбель" (Arbel). Через два года, переехав в новые более просторные цеха, "Эксцельсиор" приступила к выпуску автомобилей, оснащенных только своими собственными агрегатами и деталями. Первым из них стал "12/20 CV", предлагавшийся с 1910 года с автоматической смазкой всех фрикционных поверхностей. Вместо регулярной ручной смазки здесь требовалось только каждую неделю добавлять масла в бачок.
С 1911 года в производство пошла модель "D-6" с 6-цилиндровым двигателем объемом 4426 см3 мотором объемом 5344 см3 участие в различных местных и международных соревнованиях, включая гонки на Большой приз.
Во время войны завод "Эксцельсиора" был сильно разрушен, и фирма лишилась большей части производственного оборудования, но модель "D-6" оставалась в производстве до 1920 года. Ее заменил столь же престижный "Адекс-В" (Adex), разработанный де Конинком. По сравнению с базовым вариантом объем его мотора увеличили до 4766 см3, но главными конструктивными особенностями стали тормоза на всех колесах и стабилизатор поперечной устойчивости в виде 4 параллелограммных тяг на задней оси, подвешенной на четвертьэллиптических рессорах.
В 1921 году его развитием стал один из самых известных "эксцельсиоров" - модель "С" с 6-цилиндровым двигателем в 5332 см3 с верхним распределительным валом. В 1925 году в программу входили 3 модели, все оснащенные одним и тем же мотором 5350 см3, но в разных вариантах. К концу 1926 года на рынке появилась преставительская 110-сильная машина "Адекс-С", известная под более звучным именем "Альберт I" (Albert), принадлежавшим королю Бельгии. На ней устанавливались вакуумный сервоусилитель с двухконтурной диагональной системой гидропривода всех колесных тормозов. Автомобиль предлагался с короткой и удлиненной базой, различными кузовами, в многочисленных спортивных исполнениях, оснащавшихся одним, двумя или тремя карбюраторами.
К концу 20-х годов бельгийская автомобильная промышленность не смогла противостоять натиску иностранных машин, в основном недорогих и качественных американских. На "Эксцель-сиоре" выпускали не так много автомобилей, а цена их намного превосходила импортные. В 1927 году она была приобретена другой бельгийской фирмой "Империя" (Imperia). Ею руководил известный автоконструктор Ван Рогген (Van Roggen), пытавшийся объединить все национальные автомобильные компании и создать некий бельгийский аналог американского "Дженерал Моторс" (General Motors) для совместного противостояния иностранным поставщикам. В результате структурной перестройки "Эксцельсиор" была вынуждена свернуть свое производство, но еще до 1932 года на заводе фирмы "Империя" в Льеже собирала единичные экземпляры автомобилей "Альберт I" по заказам.
Эксцельсиор Адекс |
Эксцельсиор Адекс-С (1922) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 90 х 140 мм |
Рабочий объем: | 5332 см3 |
Мощность: | 110 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | жесткие оси на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | <открытый или закрытый по заказу/td> |
Максимальная скорость: | 140 км/ч |