МОСКВИЧ
Главная

Москва, СССР/Россия, 1946-

"Москвич-400". Ее конструкция была идентична довоенному легковому "Опелю Кадетт К-38" (Opel Kadett), тогда вполне совершенной машины с несущим кузовом, независимой подвеской передних колес типа "Дюбоннэ" (Dubonnet), гидравлическим приводом тормозов. Важной особенностью для МЗМА была технологическая отработанность автомобиля в Германии для серийного производства и наличие оборудования, полученного по репарации. Были в "Москвиче" и весьма архаичные элементы. Так, задние двери навешивались не на передних, а на задних петлях, подшипники коленчатого вала оставались баббитовыми заливными, а стеклоочиститель механического типа приводился гибким валом от двигателя.

Первую машину МЗМА собрал 4 декабря 1946 года. "Москвич-400" был оснащен нижнеклапанным 4-цилиндровым двигателем рабочим объемом 1074 см3 кузовом седан весила 855 кг, а длина ее не превышала 3,9 м. Помимо базовой модели, выпускались модификации с кузовами кабриолет, фургон и пикап. Производство "москвичей" быстро росло, и в 1950 году их годовой выпуск превысил уровень, достигнутый "Опелем" в предвоенные годы.

современный, красивый по тем временам кузов. И хотя от "Москвича-401" сохранила двигатель, коробку передач и задний мост, многие элементы ее конструкции впервые нашли применение в советском автомобилестроении. Это - гнутое лобовое стекло, телескопические амортизаторы, бесшкворневая подвеска передних колес, запираемая изнутри крышка багажника, коробка передач с удлинителем, двухспицевое рулевое колесо. На базе "Москвича-402" выпускались автомобили с кузовами универсал и фургон, а также полноприводные модификации "410"и "411". Для модернизации своих моделей завод традиционно имел ограниченные средства и осваивал новые узлы поэтапно, причем так, чтобы обеспечить их взаимозаменяемость с прежними. Эта особенность многие годы довлела в его инженерной практике.

Постепенно были внедрены верхнеклапанный двигатель и 4-ступенчатая коробка передач (1958 год), гипоидная главная передача (1961 год) и другие новшества. Сохранив старый кузов, машина получила индекс "407".

Освоение новой модели "408" происходило постепенно. Сначала в 1963 году на переходной модели "403" появились модернизированный мотор и обновленная передняя подвеска, и лишь в сентябре 1964 года на конвейер был поставлен седан "Москвич-408". Он имел модификации с кузовами универсал и фургон. Проектированием этих машин руководил Александр Андронов. Модель "408" тоже подверглась поэтапной модернизации, а с 1967 года программа была дополнена "Москвичом-412", оснащенным совершенно новым двигателем. С 1968 года предприятие стало называться Автозавод имени Ленинского Комсомола (АЗЛК).

На смену моделям "408" и "412", их различным вариантам в декабре 1975 года пришли модификации "Москвич-2140" (1478 см3, 75 л.с.) и "Москвич-2138" (1358 см3, 50 л.с.) с унифицированными кузовами, имевшие экспортные обозначения "Москвич-1300" и "1500". Они, как и базовые модели, несли в конструкции немало элементов активной и пассивной безопасности, которые АЗЛК первым начал внедрять в советском автомобилестроении. Производственные мощности завода позволяли тогда ежегодно выпускать более 180 тысяч автомобилей.

Но в мировом автомобилестроении уже в начале 70-х годов наметился поворот к более прогрессивным конструкциям, в частности, к машинам с передними ведущими колесами. Опытные образцы "москвичей" такой компоновки строились и испытывались в течение многих лет, но внедрить их в производство из-за отсутствия инвестиций не удавалось.

Существенный сдвиг произошел в 1986 году, когда начался выпуск переднеприводного "Москвича-2141", идейной основой которого послужила французская "СИМКА-1307" (SIMCA). Однако, сложные экономические процессы последующих лет не позволили расширить программу и увеличить выпуск машин. Наоборот, производство год от года сокращалось. В середине 90-х годов АО "Москвич" неоднократно останавливало производство на многие месяцы. Только в 1997 году благодаря поддержке правительства Москвы на базе нового "Москвича" были выпущены две длиннобазные модификации "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир", к которым вскоре присоединился "Святогор", укомплектованный агрегатами и деталями иностранного производства. На базе стандартного 5-дверного "Москвича-2141" были построены также 4-дверный седан "2142", грузопассажирские варианты, такси, пикапы, санитарные машины и электромобили. Одновременно завод заключил соглашение с фирмой "Рено" (Renault) о поставках двигателей и создании совместного предприятия по сборке в Москве машин семейства "Меган" (Megane).


Москвич-407

группа конструкторов - Игорь Окунев, Игорь Гладилин и Яков Горячий - разработали верхнеклапанный мотор на базе много раз модернизированного двигателя "Опель". Он сохранил все базовые поверхности обработки , что позволило использовать прежний станочный парк. Новой сложной деталью стала алюминиевая головка цилиндров. Отказ от нижних клапанов, увеличение степени сжатия, небольшое увеличение рабочего объема дали прирост мощности в 25%, причем "малой кровью". Внедренные : чуть позже 4-ступенчатая коробка передач, гипоидный задний мост в сочетании с новым мотором сделали машину конкурентоспособной на внешнем рынке. На экспорт шло около трети всей продукции МЗМА, причем этому немало способствовали двухцветная окраска кузова, наличие часов и приемника. Новый "Москвич-407" сохранил кузов и узлы шасси от модели "402". Он пользовался большой популярностью благодаря высокой долговечности и хорошей ремонтопригодности. За 7 лет с конвейера сошли 480534 автомобиля гаммы "407" и ее модификаций: "407М" - медицинский, "407Б" - с ручным управлением, "407Т" - такси-седан, "423" - универсал, "423Т" - такси-универсал и "430" - фургон, а также их лолноприводные модификации "410Н" (седан), медицинский "410М", универсал "411" и фургон "432".

Москвич-407
Москвич-407

 

Москвич-407 (1958)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76 х 75 мм
Рабочий объем: 1358 см3
Мощность: 45 л.с. при 4500 об/мин
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая пружинная, задняя рессорная
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий 4-дверный 4-местный
Максимальная скорость: 115 км/ч

Москвич-412

были исчерпаны. Разработку нового мотора выполнил Игорь Окунев.

Изучив многие современные двигатели 1,5-литрового класса, он остановился на моторе фирмы БМВ (BMW), сохранив его основные характерные особенности: отлитые из алюминиевого сплава картер и головку блока цилиндров, гильзы цилиндров "мокрого типа", 5-опорный коленчатый вал и расположенный в головке блока цилиндров распределительный вал с цепным приводом. Производство нового мотора модели "412" освоил Уфимский моторный завод (УМЗ), известный своими авиадвигателями. Он начал поставлять с 1967 года двигатели модели "412" на заводы в Москве и Ижевске, выпускавшие "москвичи".

"Москвич-412" с новым мотором неоднократно модернизировался: новая коробка передач, прямоугольные фары, раздельные передние сиденья, напольный рычаг переключения передач, сцепление диафрагменного типа, раздельный привод тормозов, травмобезопасная рулевая колонка. Он выпускался в многочисленных исполнениях: для медицинской службы "412М", экспортные "412Э", "412Ю" (поставлялись в южные страны) и "412П" (с правым рулем), а также 5-двер-ный универсал "427" и фургон "434" грузоподъемностью до 400 кг. Высокую репутацию этой модели подкрепляли многочисленные успехи в ралли и кольцевых гонках.

Москвич-412
Москвич-412

 

Москвич-412 (1967)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 82 х 75 мм
Рабочий объем: 1478 см3
Мощность: 75 л.с. при 5800 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая пружинная, цельная балка заднего моста на рессорах
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий 5-местный седан
Максимальная скорость: 140 км/ч

Москвич-2141

укладывалась в общий стереотип. Силовой агрегат "Москвича-2141" располагался не поперек кузова, как у большинства машин с приводом на передние колеса, а вдоль.

рулевой механизм. Подвеска передних колес типа "МакФерсон", размещенный под задним сиденьем бензобак, 5-ступенчатая коробка передач -вот основные черты этой машины.

С 1997 года автомобиль "Москвич-2141", наряду с двигателями УЗАМ и ВАЗ, стал комплектоваться 4-цилиндровыми моторами "Рено" рабочим объемом 1998 см3 "2141" разработаны пикап "2335" малой грузоподъемности, грузопассажирский вариант "2901", модификации такси, а также длиннобазные хэтчбек и седан - соответственно "2141 -Р5" и "2142-Р5", получившие имена "Юрий Долгорукий" и "Князь Владимир". В 1997 году началась сборка наиболее комфортабельной легковой модели серии "2141" - машины "Святогор" с французским 4-цилиндровым мотором "Рено" (Renault).

Москвич-2142
Москвич-2142

 

Москвич-2141 (1986)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с верхним распределительным валом
Диаметр цилиндра и ход поршня: 79 х 80 мм
Рабочий объем: 1568 см3
Мощность: 76,4 л.с. при 5400 об/мин
Коробка передач: механическая 5-ступенчатая
Подвеска: передняя независимая пружинная, задняя - неразрезная ось на пружинах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: несущий 5-дверный 5-местный хэтчбек
Максимальная скорость: 155 км/ч
Используются технологии uCoz