СТУДЕБЕКЕР
Главная

(STUDEBAKER) Саус Бенд, США, 1902-1964

при сохранении производства гужевых повозок (их выпуск завершился только в 1921 году). Первые 20 самоходных экипажей с электроприводом "Студебеккер" построила в 1902 году. В 1904 году фирма представила свою первую модель с двигателем внутреннего сгорания. Это был традиционный для тех лет автомобиль на высоких колесах с 2-цилиндровым горизонтальным мотором, замененным в 1905 году на 4-цилиндровый.

марками EMF и "Флэндерс". В 1910 году фирмы EFM и "Студебеккер" создали совместное предприятие "Студебеккер Корпорейшн" по выпуску легковых машин, часть из которых поставлялась компании "Гарфорд" (Garford). В 1912 году "Студебеккер" выпустила легковой автомобиль собственной разработки модели "АА", который оснащался коробкой передач, сблокированной с задним мостом. Затем последовали модели с 4- и 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 3146 и 4736 см3 Фредом Зедером (Fred Zeder). Кроме стандартной модели "Спешиэл Сикс" (Special Six) фирма предлагала более мощную машину "Биг Сикс" (Big Six) с двигателем в 5810 см3. Они оставались в производстве до конца 20-х годов.

а год спустя приобрести компанию "Пирс-Эрроу" (Pierce-Arrow), находившуюся на грани краха. В 1928 году новый шеф конструкторского отдела Барни Рус (Barney Roos) создал 8-цилиндровый двигатель для представительского автомобиля "Президент" (Presi-dent). С этого времени все машины с 6-цилиндровыми моторами получили названия "Диктатор" (Dictator) и "Коммандер" (Commander), а через год и они стали оснащаться 8-цилиндровыми силовыми агрегатами. Тогда же автомобили "Студебеккер" участвовали в престижных 500-мильных гонках в Индианаполисе. Лучшего результата фирма добилась в 1932 году, когда три из пяти заявленных машин заняли третье, шестое и тринадцатое места.

Экономический кризис не сразу отразился на деятельности "Студебеккер", хотя объемы сбыта сократились. В 1932 году продажи упали до минимума, фирма обанкротилась и все ее имущество продали с аукциона. Новые владельцы предоставили независимость компании "Пирс-Эрроу", исключили из программы роскошный "Президент" и пополнили гамму двумя новыми моделями с 6-цилиндровыми двигателями, которые ранее использовались на популярной и недорогой машине "Рокни" (Rockne). К 1935 году благодаря выдающимся способностям очередных президентов Пола Хофмана (Paul Hoffman) и Гарольда Вэнса (Harold Vance) положение стабилизировалось, и продукция "Студебеккер" вновь стала конкурентоспособной.

Стремясь придать своим машинам индивидуальный облик и особую элегантность, фирма пригласила в качестве консультанта известного стилиста Раймонда Леви (Raymond Loewy). В 1938 году появился привлекательный легковой "Чемпион" (Champion) с 6-цилиндровым двигателем в 2687 см3. Этот сравнительно небольшой для американского рынка автомобиль позволил поднять объем продаж до 100 тысяч машин в год.

Во время второй мировой войны "Студебеккер" выпускала армейские грузовики типа "US-6", поступавшие в основном на восточный фронт.

"Чемпион", "Коммандер" и "Ленд Крузер" (Land Cruiser) с 6-цилиндровыми моторами рабочим объемом 2786 и 3704 см3. Форму их кузовов разработал Р. Леви. Новый стиль подвергся резкой критике, что не способствовало росту сбыта. Тем не менее в 1949 году Раймонд Леви предложил еще более революционные формы с выступающими вперед фарами и круглым воздухозаборником по центру передней облицовки. Новые автомобили имели автоматическую коробку передач и переднюю независимую подвеску. Несмотря на критику специалистов объем производства в 1949 году увеличился до 200 тысяч единиц, в 1950-м - до 268 тысяч экземпляров. В 1951 году появился первый "Студебеккер" с двигателем V8 объемом 3802 см3, получивший более скромный кузов. Спустя два года программа дополнилась малопривлекательными 2- и 4-дверными седанами, а также купе "Старлайнер" (Starliner). Они не способствовали увеличению продаж и процветанию компании.

В попытке выйти из кризиса руководство "Студебеккер" решило в 1954 году приобрести компанию "Паккард" (Packard), создав тем самым базу для производства машин разных классов. Обе фирмы имели давние традиции и различные программы: "Паккард" выпускала дорогие роскошные машины, а "Студебеккер" - дешевые модели. В итоге рентабельная до того времени компания "Паккард" тоже оказалась в кризисном положении. Ситуация еще более усугубилась в 1955 году, когда "Студебеккер" в очередной раз ошиблась в выборе стиля новых машин. В 1956 году Леви разработал более современный и удачный стиль оформления кузовов. Спортивные машины "Хоук" (Hawk) с 6-цилиндровым мотором в 3032 см3, "Пауэр Хоук" (Power Hawk) и "Скай Хоук" (Sky Hawk) с двигателями V8 в 3671 и 4244 см3, а также "Голден Хоук" (Golden Hawk) с 5,8-литровым мотором "Паккард" V8 получили хорошие отзывы. К сожалению, им не удалось остановить падение продаж. Экономичный седан "Скотсмен" (Scotsman) с 6-цилиндровым двигателем также не смог улучшить ситуацию.

В 1956 году группа "Студебеккер-Паккард" заключила соглашение с авиационной компанией "Кертисс-Райт" (Curtiss-Wright) о продаже завода "Паккард" вместе с его испытательным полигоном, что привело к фактическому прекращению производства машин этой марки. Одновременно объем производства на главном предприятии в Саус-Бенде сократился. В 1959 году "Студебеккер" представила два новых автомобиля - роскошный спортивный "Сильвер Хоук" (Silver Hawk) с двигателем V8 в 4736 см3 и небольшой седан "Ларк" (Lark), который немного приостановил падение фирмы. К сожалению, эта удача стала временной, через год объем продаж опять упал.

В 1962 году "Студебеккер" выпустила длиннобазный вариант "Ларк" и новый спортивный автомобиль "Аванти" (Avanti) достаточно оригинальной внешности. Он оснащался мотором V8 рабочим объемом 4736 см3 и кузовом из стеклопластика, спроектированный Раймондом Леви. Крупные вложения в разработку и внедрение в производство новых моделей не способствовали улучшению финансового положения компании. Избранный в 1963 году новый президент Байере Барлингейм (Byers Burlingame) пришел к заключению, что "Студебеккер" должна признать свое поражение и отказаться от выпуска автомобилей. Через год производство перевели из США в Канаду. Модели "Студебеккер" предлагались до 1966 года с двигателями "Шевроле" (Chevrolet).


Студебеккер Коммандер

Появившийся в 1938 году "Коммандер" стал первым автомобилем серийного производства с установкой для кондиционирования воздуха. Кроме того, его оборудовали обогревателем лобового стекла и дополнительной передачей в трансмиссии, получившей название "овердрайв". Она включалась автоматически на достаточно высокой скорости и позволяла снизить расход топлива, а также уровень шума в салоне при движении на больших скоростях. Рычаг переключения передач располагался на рулевой колонке, что позволяло разместиться на переднем сиденье водителю и двум пассажирам. "Коммандер" имел независимую подвеску передних колес и обладал хорошей устойчивостью на дороге. Впрочем, некоторые из его конкурентов обеспечивали более высокий комфорт и внешне выглядели привлекательнее.

Студебеккер Коммандер
Студебеккер Коммандер

 

Студебеккер Коммандер (1939)
Двигатель: рядный 6-цилиндровый нижнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 84,1 х 111,1 мм
Рабочий объем: 3704 см3
Мощность: 70 л.с.
Коробка передач: механическая 3-ступенчатая
Рама: лонжеронная с Х-образной поперечиной
Подвеска: передняя независимая на поперечной рессоре, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Кузов: 6-местный седан
Максимальная скорость: 130 км/ч

Студебеккер Аванти

а также коротким задком. "Аванти"обладал хорошими скоростными качествами и достаточно высокой для своего времени пассивной безопасностью. Массивная панель приборов с глубоко утопленными циферблатами была покрыта мягким материалом. Щиток подсвечивался маленькими красными лампочками, которые благоприятно действовали на зрение водителя с наступлением темноты. В заднюю часть кузова из стеклопластика была вмонтирована прочная стальная дуга безопасности, предохранявшая пассажиров при переворачивании автомобиля.

Мотор Корпорейшн" (Avanti Motor Corporation), Сборка "Аванти" началась в одном из цехов "Студебеккер". В 1982 году фирма сменила владельца, но продолжала выпускать модель по отдельным заказам.

Студебеккер Аванти
Студебеккер Аванти

 

Студебеккер Аванти (1982)
Двигатель: V8 верхнеклапанный
Диаметр цилиндра и ход поршня: 90,4x91,9 мм
Рабочий объем: 4736 см3
Мощность: 200 л.с.
Коробка передач: автоматическая 3-ступенчатая
Рама: штампованная несущая
Подвеска: передняя независимая на поперечных рычагах и пружинах, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах
Тормоза: передние дисковые, задние барабанные
Кузов: купе из стеклопластика
Максимальная скорость: 210 км/ч
Используются технологии uCoz