ТОМАС
Главная

(THOMAS) Буффало, США, 1903-1918

радиатор, установленный между мотором и пассажирским отсеком. В 1904 году появилась модель "24НР" с 3-цилиндровым двигателем. Год спустя на моделях с 4-цилиндровым силовым агрегатом откидной капот заменили кожухом с открывающимися боковыми створками. Марка "Флайер" (Flyer) впервые была использована в 1905 году на модели "60НР" с 6-цилиндровым мотором.

был похож на тот, что использовался на "Де Дион" (De Dion). Однако французские автомобили уступали по размерам шасси и мощности моторов. Благодаря высокопрочным шасси модели "Томас" довольно быстро завоевали рынок. В 1907 году из общего количества выпущенных машин 700 автомобилей приобрели частные владельцы, а 400 использовались как такси.

(Chalmers).

Эта победа принесла фирме недолгую славу - в 1909 году она продала более тысячи автомобилей. К этому времени в программе появилась модель "К", на которой использовали 6-цилиндровый мотор в 73 л.с. Тогда же в продажу поступила модель "L", где цепной привод ведущих колес заменили карданным валом. Машины такой конструкции оказались настолько ненадежными, что в 1910-1911 годах спрос на них катастрофически упал. В результате Томас был вынужден уступить свое предприятие богатому нью-йоркскому банкиру Мейеру, который тотчас же обратился за помощью к группе бывших руководителей фирмы "Паккард" (Packard). Однако репутация "Томас" оказалась настолько подпорченной низким качеством продукции, что приход нового руководства уже ничего не смог изменить. В августе 1912 года "Томас" объявила о банкротстве, а год спустя оборудование завода пошло с молотка. Чтобы освободить заполненные комплектующими изделиями склады, было принято решение использовать их по назначению, поэтому последние "томасы" собирали до 1918 года. Эдвин Томас умер в 1936 году в возрасте 85 лет.


Томас Флайер-70НР

Когда организаторы автомобильного марафона Нью-Йорк-Париж официально объявили, что невиданный доселе пробег протяженностью 35 тысяч км начнется 12 февраля 1908 года, Эдвин Росс Томас иронично заявил: "В этих соревнованиях мы участвовать не будем, потому что ни одна из машин не доберется даже до Чикаго". Однако за несколько дней до начала пробега он распорядился срочно подготовить к нему серийный автомобиль "Флайep-DX" типа "70НР" с цепным приводом и 5-местным открытым кузовом. Специалисты "Томас" успели только закрепить ремнями крылья, установить защитные кожухи и предохранительные щитки, натянуть над салоном верх, напоминавший тент конных экипажей времен освоения Дикого Запада. На том и закончились изменения, внесенные в конструкцию серийного автомобиля. Лишь во время гонки для увеличения дорожного просвета изогнутую переднюю ось пришлось заменить прямой.

Из 6 автомобилей, занявших свои места на старте, "Томас Флайер" был единственным представителем Северной Америки. Значительная часть выбранного маршрута оказалась совершенно непроходимой, поэтому пришлось искать объездные пути, а на границе Аляски путешественников встретили снег и холод. Несмотря на мелкие поломки, "Томас" первым прибыл на побережье Тихого океана. Здесь все оставшиеся автомобили погрузили на судно, доставившее их во Владивосток. Сибирь оказалась самым тяжелым испытанием: дороги часто исчезали в болотах, мосты ломались под перегруженными машинами. Преодолев Сибирь в основном по шпалам железнодорожной магистрали, а европейскую часть России - по немощеным дорогам, машины, наконец, прибыли в пункт назначения. Немецкий автомобиль "Протос" (Protos) первым въехал в Париж, однако, учитывая реально затраченное время и пройденный путь, победителем объявили "Томас Флайер".

Благодаря этой победе авторитет и объемы продаж фирмы заметно выросли. Как только "Томас" приступила к выпуску автомобилей с карданной передачей, оказавшейся очень ненадежной, покупатели от нее отвернулись. Через 4 года после блестящей победы "Томас" стояла на грани банкротства. С аукциона, вместе со всем имуществом фирмы, был продан и автомобиль-победитель, который долго хранился в частной коллекции в городе Рино.

Томас Флайер-К
Томас Флайер-К

 

Томас Флайер-70НР (1907)
Двигатель: рядный 4-цилиндровый с боковыми клапанами
Диаметр цилиндра и ход поршня: 146 х 139,7 мм
Рабочий объем: 9369 см3
Мощность: 70 л.с.
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Рама: лонжеронная
Подвеска: на полуэллиптических рессорах
Тормоза: барабанные на задних колесах и трансмиссии
Кузов: открытый 5-местный
Максимальная скорость: 100 км/ч
Используются технологии uCoz