(JAGUAR) Ковентри, Великобритания, 1945-
поэтому было решено изменить название фирмы на "Ягуар", которое использовалось как название некоторых моделей компании SS. Первые послевоенные седаны "Ягуар" почти не отличались от своих довоенных предшественников. Поначалу они производились в трех вариантах: с 4-цилиндровым 1,8-литровым и с 6-цилиндровыми моторами в 2,7 и 3,5 л.
Первым большим шагом вперед стал спортивный "ХК-120", представленный в 1949 году на Лондонском автосалоне. Его 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 3442 см3 автомобиль высшего класса "Mk-V" с 6-цилиндровым верхнеклапанным двигателем, независимой подвеской передних колес, гидравлическим приводом тормозов и фарами, встроенными в передние крылья. Он выпускался как седан и лимузин и считался одним из самых престижных британских автомобилей. В 1950-1961 годах эта машина претерпела несколько модернизаций, изменяя свое обозначение от "Mk-VI" до "Mk-IX". В 1951 году дебютировал спортивный "Ягуар-C" с пространственной трубчатой рамой и двигателем от "ХК-120", мощность которого увеличили со 160 до 200 л.с. Он стал первым "Ягуаром" с дисковыми тормозами. В 1951 и 1953 годах "Ягуар-С" выиграл 24-часовые гонки в Ле Мане. Его развитием стал выпущенный в 1954 году спортивный "Ягуар-D", который в 1955-1957 годах еще трижды побеждал в соревнования в Ле Мане. На его базе разработали автомобиль "XKSS" с двигателем объемом 3,8 л, предназначенный для рынка США.
моторы в 2483 и 3442 см3 фирма решила прекратить участие в автомобильных гонках. В 1959 году, как комбинация серий "ХК" и "Mk-ll", была разработана гамма моделей "XK-150S" с двигателем в 3781 см3 мощностью 220 л.с.
году "Ягуар" вошла в состав концерна "Бритиш Мотор Корпорейшн" (British Motor Corporation), a тот через 2 года преобразовался в "Бритиш Лейланд" (British Leyland). Эти организационные изменения отразились на программе "Ягуа-р", в которой стали преобладать наиболее престижные машины. Все это время фирмой руководил сэр Уильям Лайонс (William Lyons), которого называли автомобильным патриархом. Даже после ухода на покой в 1973 году в возрасте 72 лет, вплоть до своей смерти, он являлся главным советником фирмы, своеобразным "серым кардиналом".
Спортивный автомобиль "Ягуар-Е", прямой потомок модели "D", появился в 1961 году и принес фирме всемирную славу. Он оснащался 6-цилиндровым 3,8-литровым мотором и развивал скорость 240 км/ч. В 1965-м рабочий объем двигателя увеличили до 4235 см3. При этом мотор достиг своего технического предела, но еще долго применялся на многих легковых и спортивных машинах. В 1971 году были выпущены модели серии "Е" третьего поколения, на которых установили двигатель V12 в 5343 см3 мощностью 314 л.с.
В 1968 году появился легковой автомобиль высшего класса с кузовом седан серии "XJ-6", немедленно признанный "Автомобилем года". На нем стояли хорошо известные 6-цилиндровые моторы в 2792 и 4235 см3 с двумя верхними распределительными валами. В 1971-м выпустили "XJ-12" с 5,3-литровым двигателем V12. Эта модель еще более повысила авторитет серии "XJ", так как была чуть ли не единственной в то время легковой машиной с 12-ци-линдровым мотором. В 1975 году "Ягуар-Е" был заменен новой серией "XJS" с 2-дверными кузовами купе и кабриолет. Они оснащались 6-цилиндровыми моторами в 2919 и 3590 см3, на которых в 1979 году стали использовать систему впрыска топлива. Затем рабочий объем этих двигателей был повышен соответственно до 3239 и 3980 см3, а мощность — до 203 и 226 л.с.
1986 год был отмечен появлением второго поколения седанов серии "XJ-40", которые с 1989 года стали оснащаться новыми 6-цилиндровыми 24-клапанными двигателями рабочим объемом 3239 и 3980 см3 мощностью от 211 до 249 л.с. В этом же году фирму "Ягуар", незадолго до того ставшую самостоятельной, приобрел американский концерн "Форд Мотор" (Ford Motor). Это позволило повысить конструкторский и технологический уровень новых разработок фирмы.
В 1993-м была показана новая модель "XJ12" с увеличенным до 6 л рабочим объемом двигателя V12. В конце 1994 года появилось третье поколение седанов "XJ" ("ХЗОО") с моторами рабочим объемом 3239; 3989 и 5994 см3 (V12) различной мощности. Скоростная модель "XJR", оснащенная 4-литровым двигателем с объемным нагнетателем мощностью 326 л.с., развивала 250 км/ч.
Новая серия моделей спортивного характера "ХК8" с кузовами седан и кабриолет, а также новым двигателем V8 рабочим объемом 3996 см3 появилась в 1996 году.
В 1997-м обновилось и семейство "XJ". Оно получило новые V-образные 8-цилиндровые 32-клапанные моторы рабочим объемом 3248 и 3996 см3 мощностью 236; 284 и 363 л.с. (с объемным нагнетателем) и стало обозначаться как "XJ8".
Ягуар ХК-120
так I много, что сэр Уильям Лайонс решил начать ее серийное производство. Первые 200 машин имели деревянный каркас кузова с обшивкой из алюминиевого сплава, но впоследствии стали использоваться штампованные стальные панели. Однако никто не решился изменить своеобразный внешний вид этого знаменитого автомобиля.
В период подготовки серийного производства интерес публики привлек рекордный заезд "ХК-120" на бельгийской трассе в Яббеке, где он развил скорость 214 км/ч. Славная спортивная карьера этой машины продолжилась в Сильверстоуне, где она победила в часовой гонке. Впоследствии "ХК-120" добивался еще многих успехов. Инженер "Норман Девис" (Norman Dewis) разработал специальный вариант "ХК-120" с облегченным кузовом и полукруглым куполом над местом гонщика, что позволило достичь 227 км/ч. Осенью 1954 года, после того, как было изготовлено более 12 тысяч экземпляров "ХК-120", его заменил новый "ХК-140" с более мощным мотором в 210 л.с.
Ягуар ХК-120 |
Ягуар ХК-120 (1949) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 6-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 83 х 106 мм |
Рабочий объем: | 3442 см3 |
Мощность: | 160 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Подвеска: | передняя независимая рычажно-пружинная, цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | 2-местный кабриолет или купе |
Максимальная скорость: | 203 км/ч |
Ягуар ХК-120 (1949)
Спортивный "Ягуар ХК-120» обладал высокой мощностью и элегантностью, что позволило ему занять ведущие позиции на автомобильном рынке. Сначала предполагалось изготовить лишь небольшое количество этих автомобилей, на которых использовали алюминиевые кузова. Однако из-за большого спроса на модель резко увеличили производство. При этом была введена технология массовой сборки, а кузов стал стальным, что резко снизило стоимость машины. Если не учитывать совершенный по тем временам 6-цилиндровый двигатель и превосходный внешний вид, "ХК-120" не входил в число революционных автомобилей. Например, подвеска задних колес была простейшая и состояла из цельной балки ведущего моста на полуэллиптических рессорах.
Двигатель | |
---|---|
Расположение: | переднее продольное |
Конструкция: | рядный 6-цилиндровый с полусферическими камерами сгорания и двумя верхними распределительными валами, блок цилиндров чугунный, головка блока из алюминиевого сплава, коленчатый вал на семи опорах |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 83x106 мм |
Рабочий объем: | 3442 см3 |
Степень сжатия: | 7,8 или 9,0 |
Система газораспределения: | два клапана на цилиндр расположены под углом 70° |
Система питания: | два карбюратора SU Н-6 |
Система зажигания: | с катушкой зажигания и механическим распределителем |
Мощность: | 160 л.с. при 5000 об/мин | Трансмиссия |
Привод: | коробка передач и сцепление в одном блоке с двигателем; ведущие колеса - задние |
Сцепление: | сухое однодисковое |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая, передаточные числа: 3,37; 1,98; 1,37; 1,00 |
Главная передача: | гипоидная, передаточное число - 3,64 | Подвеска |
Передняя: | независимая на двойных поперечных рычагах, продольных торсионах с телескопическими амортизаторами |
Задняя: | цельная балка заднего моста на полуэллиптических рессорах с амортизаторами |
Рулевое управление: | винт и ролик |
Тормоза: | барабанные всех колес | Колеса и шины |
Колеса: | 16-дюймовые со спицами |
Шины: | диагональные размером 6,00x16 | Кузов и рама |
Кузов: | 2-дверный 2-местный родстер (на первых вариантах алюминиевый, впоследствии - стальной) |
Рама: | лонжеронная | Размеры и масса |
Длина: | 4419 мм |
Ширина: | 1562 мм |
База: | 2591 мм |
Колея: | 1295/1270 мм |
Масса: | 1321 кг |
Максимальная скорость: | 200 км/ч |
Разгон с места до 100 км/ч: | 11 с |
Средний расход топлива: | 12,4 л на 100 км |
Ягуар-Е
При относительно невысокой стоимости он развивал максимальную скорость 240 км/ч. В 1965 году рабочий объем его двигателя увеличили с 3781 до 4235 см3, что обеспечивало более высокий крутящий момент при той же мощности.
С введением более строгих норм на токсичность отработавших газов 6-цилиндровый двигатель был модернизирован, а затем и снят с производства в 1974 году. Последний год автомобиль выпускался только с открытым кузовом и двигателем V8. "Ягуар-Е" принимал участие в спортивных соревнованиях. Уже через месяц после начала серийного производства, в апреле 1961 года, гонщик Трем Хилл (Graham Hill) одержал первую победу на скоростном кольце в Уолтон-парке. Позже "Ягуар" побеждал на трассах в Реймсе, Брендс Хетче и Сильверстоуне. Заслуживает упоминания и первое место в 1966 году в Боливии, в очень сложной гонке на 2000 км в Андах.
передач могла быть как 4-, так и 5-ступенчатой.
Ягуар-Е |
Ягуар-Е (1961) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 6-цилиндровый с двумя верхними распределительными валами |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 87 х 106 мм |
Рабочий объем: | 3781 см3 |
Мощность: | 265 л.с. |
Коробка передач: | механическая 4-ступенчатая |
Подвеска: | независимая рычажно-пружинная всех колес |
Тормоза: | дисковые всех колес, тормозные диски задних колес расположены рядом с картером главной передачи |
Кузов: | несущий кабриолет или купе |
Максимальная скорость: | 240 км/ч |
Ягуар XJ8
Существенная техническая и стилистическая модернизация, проведенная в 1993-1995 годах, пошла на пользу седанам серии "XJ". Несмотря на высокую стоимость, заказы на них стали стремительно расти.
С 1997 года серия получила обозначение "XJ8", что означает применение на ней новых 32-клапанных моторов V8 рабочим объемом 3248 и 3996 см3 коробки передач.
Новый "Ягуар" привлекает эффектным, тщательно проработанным кузовом, просторным, богато отделанным салоном, высокой активной и пассивной безопасностью.
Ягуар XJ-8 |
Ягуар XJ8 4.0 (1998) | |
---|---|
Двигатель: | V-образный 8-цилиндровый 32-клапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 86,0 х 86,0 мм |
Рабочий объем: | 3996 см3 |
Мощность: | 284 л.с. при 6100 об/мин |
Коробка передач: | автоматическая 5-ступенчатая |
Подвеска: | независимая рычажно-пружинная всех колес |
Тормоза: | дисковые вентилируемые всех колес |
Кузов: | несущий 4-дверный седан |
Максимальная скорость: | 240 км/ч |