Москва, СССР/Россия, 1936-
ФИАТ (FIAT), так и штабных легковых по лицензии французской фирмы Точкисс" (Hotchkiss). Грузовики АМО-Ф-15 по образцу ФИАТа завод изготовлял в 1924-1931 годах. После реконструкции с осени 1931 года АМО был переименован в "Завод имени Сталина" (ЗИС) и выпускал грузовые автомобили и автобусы. Свое наименование предприятие еще раз изменило летом 1956 года - оно стало называться "Завод имени Лихачева" (ЗИЛ), в честь Ивана Алексеевича Лихачева, который два с половиной десятилетия был его директором.
сложная машина выпускалась вплоть до 1941 года. За пять лет было сделано 8752 автомобиля.
образца 1941 года и "Бьюик Лимитед-90" (Buick Limited). В период с 1945 по 1958 годы их было изготовлено 2089 штук, включая модификации кабриолет, фаэтон, такси и машина скорой помощи. Надо также отметить, что для высшего руководства страны завод выпустил бронированный вариант ЗИС-110, который назывался ЗИС-115. Всего было выпущено около 30 экземпляров этой модели. По сравнению с ЗИС-110 он весил не более 5000 кг.
в коробке передач, гипоидными главными передачами. Их оборудование включало радиоприемник, отопитель, гидравлические стеклоподъемники, стеклянную перегородку за передним сиденьем. Нужно отметить, что обе модели выпускались достаточно крупными сериями и использовались не только как служебные, но и в качестве такси, санитарных машин, а также (в очень небольших количествах) находились в руках индивидуальных владельцев.
Последующие представительские модели завода были ориентированы исключительно на обслуживание верховных государственных учреждений и членов правительства. Масштабы выпуска стали определяться потребностями заказчиков: 10-25 машин в год. Что касается конструкции, то она вновь следовала тенденциям американского автомобилестроения: V-образные 8-цилиндровые двигатели большого литража, гидромеханические коробки передач, многокамерные карбюраторы, гидравлические толкатели клапанов, лонжеронные рамы и широкий набор устройств, направленных на повышение комфорта. Большое внимание уделялось повышению надежности и безопасности. В частности, дублировались системы зажигания, подачи топлива. Наибольшая часть машин оснащалась кузовами лимузин, хотя мелкими партиями выпускались модификации с кузовами кабриолет, седан и даже универсал медицинского назначения.
передач, электрическими стеклоподъемниками и кондиционером. На ЗИЛ-111Г впервые в СССР появилась четырехфарная система освещения, на ЗИЛ-114 - торсионная подвеска передних колес, дисковые тормоза, регулируемое по углу наклона рулевое колесо. Он оснащался центральной блокировкой дверных замков, атермальными стеклами, дистанционным управлением радиоприемника. На его базе выпускался укороченный вариант ЗИЛ-117 с кузовом седан.
Дальнейшим шагом вперед в техническом отношении стал ЗИЛ-4104, который в различных модификациях выпускается и поныне. Завод за последние годы создал также опытные образцы новой зад-неприводной представительской машины, но дальше постройки нескольких вариантов дело не пошло.
ЗИС-101
Первый советский представительский автомобиль проектировала бригада конструкторов под руководством Евгения Важинского. Его опытные образцы демонстрировали И.В. Сталину весной 1936 года, а серийный выпуск начался в ноябре 1936 года.
Рядный верхнеклапанный 8-цилиндровый двигатель рабочим объемом 5766 см3 и мощностью 90 л.с. отличали такие особенности, как поддерживающий необходимый температурный режим в системе охлаждения термостат, коленчатый вал с противовесами, гаситель крутильных колебаний коленчатого вала, двухкамерный карбюратор с подогревом отработавшими газами. В состав трансмиссии входили двухдисковое сцепление и 3-ступенчатая коробка передач (вторая и третья передачи с синхронизаторами). Очень жесткая лонжеронная рама с Х-образной поперечиной в сочетании с мягкой зависимой подвеской колес на длинных рессорах с гидравлическими рычажными амортизаторами делали езду спокойной и комфортабельной. Для автомобиля полной массой почти 3 тонны требовались тормоза с высокой эффективностью. Это было достигнуто благодаря применению в гидроприводе вакуумного усилителя тормозов и ребристой наружной охлаждающей поверхности барабанов. Кузов имел деревянный (из бука) каркас, а сборка его являлась весьма ответственным делом - необходимо было исключить все источники скрипов, столь частых в соединениях деревянных деталей. С 1940 года кузов стали делать цельнометаллическим.
В 1940 году началось производство модернизированного ЗИС-101А. Наряду с измененным оформлением облицовки радиатора он получил одно-дисковое сцепление, новые карбюратор и распределительный вал двигателя. В результате мощность мотора возросла до 116 л.с., а максимальная скорость - до 125 км/ч. Его развитием стал фаэтон ЗИС-102, а незадолго перед войной разработали проект еще более совершенного автомобиля ЗИС-103.
ЗИС-101А |
ЗИС-101 (1937) | |
---|---|
Двигатель: | рядный 8-цилиндровый верхнеклапанный |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 85x127 мм |
Рабочий объем: | 5766 см3 |
Мощность: | 90 л.с. при 2800 об/мин |
Коробка передач: | механическая 3-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | на продольных рессорах |
Тормоза: | барабанные всех колес |
Кузов: | 4-дверный 7-местный лимузин |
Максимальная скорость: | 115 км/ч |
ЗИЛ-4104
модификациях: лимузин "4104" образца 1978 года, короткобазный "41041" с 5-местным кузовом седан, универсал "41042", оснащенный медицинским оборудованием, двухдверный кабриолет "41044" и лимузин "41047" образца 1985 года. Все они унифицированы по основным узлам. Автомобили ранних выпусков имели четыре круглые фары, более поздних - четыре прямоугольные и несколько иное оформление передней части кузова.
Двигатель V8 снабжен блоком цилиндров и головками блока из алюминиевого сплава. Впервые в практике завода распределительные валы установлены в каждой из головок блока. Гидравлические толкатели, транзисторная система зажигания, четырехкамерный карбюратор - вот основные особенности устройства мотора ЗИЛ-4104. В трансмиссии на смену 2-ступенчатой гидромеханической коробке передач пришла 3-ступенчатая. Тормоза - дисковые вентилируемые всех колес с двумя независимыми контурами привода и двумя гидровакуумными усилителями. Колеса с 16-дюймовыми шинами.
Семиместный кузов (два сидения среднего ряда откидные) установлен на лонжерон-ной раме. Сиденья заднего ряда имеют регулировку по длине и наклону спинки. Регулировка положения сидений, подъем и опускание стекол в дверях и перегородки за передним сиденьем - при помощи электродвигателей с кнопочным управлением. Автомобиль укомплектован двумя кондиционерами, стереофоническим радиоприемником и магнитофонной приставкой с 6 динамиками. ЗИЛ-41047 - один из самых длинных серийных автомобилей мира: его колесная база составляет 3880 мм, а длина от бампера до бампера 6330 мм. Под стать размерам и большая снаряженная масса - 3335 кг. На его агрегатах параллельно изготовляются единичные образцы коротко-базных 5-местных седанов ЗИЛ-41041. Их база - 3300 мм, длина - 5750 мм.
ЗИЛ-41041 |
ЗИЛ-41047 (1985) | |
---|---|
Двигатель: | V8 с распределительными валами в головках блоков цилиндров |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | 108 х 105 мм |
Рабочий объем: | 7694 см3 |
Мощность: | 315 л.с. при 4400 об/мин |
Коробка передач: | автоматическая 3-ступенчатая |
Рама: | лонжеронная |
Подвеска: | передняя независимая торсионная, цельная балка заднего моста на продольных рессорах |
Тормоза: | дисковые всех колес |
Кузов: | 4-дверный 7-местный |
Максимальная скорость: | 190 км/ч |